Статистика сайта

Поиск

Карл Дёниц

Адмирал Дёниц создавал подводный флот Германии и тактические приемы, позволившие германским подводникам поставить под угрозу транспортные перевозки Англии и США.

Дёниц родился 16 сентября 1891 года в Грюнау, недалеко от Берлина. Младший сын инженера‑оптика Эмиля Дёница из фирмы Карла Цейса в Йене, он рано остался без матери. После гимназии и реального училища юноша в 1910 году поступил в Имперское военно‑морское училище в Киле. В 1912 году его перевели в военно‑морское училище в Мюрвике, затем для окончания обучения назначили вахтенным офицером легкого крейсера «Бреслау» и осенью 1913 года произвели в лейтенанты. Во время Балканского кризиса «Бреслау» участвовал в блокаде Черногории. К началу мировой войны крейсер находился на Средиземном море, с отрядом Сушона прорвался на Черное море и вошел в состав турецкого флота. Когда в июле 1915 года «Бреслау» подорвался на русской мине у Босфора и встал на ремонт, лейтенант в качестве летчика и воздушного наблюдателя участвовал в боевых действиях у Галлиполи. В феврале 1916 года его произвели в обер‑лейтенанты, а летом послали переучиваться на подводника.

Подробнее...

Гюнтер Лютьенс

Только несколько месяцев адмирал Лютьенс командовал германским флотом, успел совершить всего три похода. Четвертый оказался для него роковым. Но именно этот поход на «Бисмарке» позволил Лютьенсу войти в военно‑морскую историю.

Гюнтер Лютьенс родился в Висбадене 25 мая 1889 года. Очарованный рассказами о море сын торговца решил стать моряком. В 1907 году он был принят на флот морским кадетом и через три года успешно окончил военно‑морское училище. Гюнтер любил малые корабли. Потому, когда одного из лучших выпускников назначили на линкор, он добился перевода на миноносцы и прослужил на них всю Первую мировую войну. Во времена Веймарской республики Лютьенс то выполнял штабные поручения, то занимался обучением моряков. С 1929 по 1931 год он командовал 1‑й флотилией миноносцев, в 1932-1934 годах состоял начальником управления личного состава корпуса морских офицеров. Получив под командование крейсер «Карлсруэ», первую половину 1935 года Лютьенс демонстрировал свой флаг у побережья Южной Америки, после возвращения был начальником штаба военно‑морского района Северного моря, а 16 марта Редер назначил капитана цур зее начальником управления личного состава кригсмарине. Тот прекрасно справился с этой работой.

Подробнее...

Фридрих Вильгельм Канарис

Адмирал Канарис внес немалый вклад в возрождение германского флота после Версальского мира. Но в историю он вошел более как руководитель германской военной разведки - абвера.

Фридрих Канарис родился 1 января 1887 года в деревушке Аплербек близ Дортмунда, в семье инженера, который со временем стал директором сталелитейного завода. Мальчик учился в гимназии, а 1 апреля 1904 года поступил в морское училище в Киле. Канарис был в числе лучших кадетов. Один из педагогов охарактеризовал его: «Весьма одарен в теории, прилежание железное». К концу учебы Канарис хорошо говорил по‑английски, сносно по‑французски и немного знал русский язык. В октябре 1907 года Канариса после экзаменов фенриком - кандидатом на офицерский чин определили на крейсер «Бремен», направленный к берегам Латинской Америки. 28 сентября 1908 года моряка произвели в лейтенанты. Он самостоятельно освоил испанский язык и стал помощником командира крейсера в дипломатических переговорах с латиноамериканскими правителями. За свои дипломатические успехи он 13 мая 1909 года получил от президента Венесуэлы орден Боливара V класса. Командир крейсера записал в аттестации: «Хорошая военная подготовка, умение ладить с людьми дополнены скромностью, послушанием и вежливостью».

Подробнее...

Вильгельм Маршалль

Адмирала Маршалля считали выдающимся военно‑морским тактиком. Однако противоречия с гросс‑адмиралом Редером, который не терпел самостоятельно мыслящих подчиненных, помешали ему занять достойное место в германском флоте.

Родился Вильгельм 30 сентября 1886 года. В 1906 году морским кадетом он поступил на флот, через три года стал офицером, служил на различных судах вплоть до новейших линкоров. В 1916 году Маршалля направили в школу подводников. Последние два года войны моряк командовал UC‑74 и UB‑105 и потопил несколько кораблей Антанты. 4 июля 1918 года его наградили орденом «Pour le Merite». После войны Маршалль был начальником штаба морских операций, командовал линкором «Гессен» и «карманным линкором» «Адмирал Шеер», а к началу Второй мировой войны - всеми «карманными линкорами».

Подробнее...

Эрих Редер

В истории адмирал Редер знаменит тем, что создавал германский линейный флот, который не стал океанской мощью и был уничтожен во Второй мировой войне по частям.

Редер родился 24 апреля 1876 года в курортном местечке Вандсбек под Гамбургом. После школы мальчик по его желанию поступил на флот, ибо отсутствие дворянского титула не мешало стать морским офицером. 1 апреля 1889 года он прибыл в Киль, вскоре стал одним из первых по успеваемости, а в 1895 году - лучшим выпускником класса; участвовал в походах по Балтике и к островам Вест‑Индии. Осенью 1897 года свежеиспеченного лейтенанта назначили вахтенным офицером на корабль «Саксен». Затем хорошо зарекомендовавшего себя Редера перевели на флагманский корабль командира Восточной эскадры принца Генриха «Дойчланд»; он стал членом его штаба, а также взял на себя руководство корабельным оркестром, ибо с детства любил музыку. В конце 1897 года «Дойчланд» отправился на Дальний Восток. Принц Генрих покровительствовал молодому офицеру, брал его с собой в поездки в Циндао, Порт‑Артур, Владивосток, Японию, Корею, Сайгон и на Филиппины. После возвращения в 1901 году Эриха назначили в Киле офицером‑наставником, но через несколько месяцев принц Генрих, командовавший 1‑й эскадрой линейных кораблей, перевел его на новый флагман «Кайзер Вильгельм дер Гроссе». В 1903 году Редер поступил в военно‑морскую академию, учился два года, на три месяца ездил в Россию для совершенствования в русском языке (английский и французский он знал).

Подробнее...

Вильгельм Сушон

Располагая всего двумя кораблями, контр‑адмирал Сушон сыграл в Первой мировой войне весьма важную роль. Он добился вступления Турции в войну на стороне Германии и успешно боролся скромными возможностями германо‑турецких сил с численно превосходящими флотами Антанты на Черном и Средиземном морях.

Родился Вильгельм 2 июня 1864 года в Лейпциге. Уже в 17 лет он стал офицером, вскоре командовал канонерской лодкой «Адлер» и участвовал при захвате Германией островов Самоа. В дальнейшем Сушон занимал различные строевые и штабные должности, командовал броненосцем «Веттин», служил начальником штаба германского флота на Балтике. В 1911 году его произвели в контр‑адмиралы.

Путь Вильгельма Сушона в историю начался за год до мировой войны. 1 ноября 1912 года по инициативе Альфреда фон Тирпица кайзер подписал приказ сформировать Средиземноморский дивизион из новейших крейсеров: линейного - «Гебен» и легкого - «Бреслау»; огневая мощь дивизиона превышала силу любого британского корабля на Средиземном море. С 23 октября 1913 года командовал дивизионом решительный и инициативный контр‑адмирал Вильгельм Сушон. Он принял решительные меры для ремонта «Гебена». К концу июля 1914 года линейный крейсер стоял в Поле, «Бреслау» - в Дураццо.

Подробнее...

Франц фон Хиппер

Франца Хиппера многие считали лучшим из морских командиров Первой мировой войны. Он отличался смелостью, самостоятельностью, инициативностью, никогда не терял самообладания и ориентировался в сложной обстановке. Тем не менее, ему так и не пришлось играть ведущую роль на флоте Германии.

Хиппер родился 13 сентября 1863 года. К началу Первой мировой войны он был контр‑адмиралом, командующим отрядом линейных крейсеров германского Флота открытого моря.

До осени 1914 года главные силы германского флота бездействовали. Даже 28 августа, когда отряд британского флота - крейсеры и эсминцы под прикрытием линейных крейсеров - ворвался в Гельголандскую бухту и нанес поражение флоту германскому, на линейных крейсерах Хиппера только начали разводить пары, чтобы выйти в море, дождавшись прилива.

Подробнее...

Рейнгард Карл Фридрих Шеер

Адмирал Шеер отличался решительностью действий. Однако обстоятельства не позволили ему добиться победы флота Германии над постоянно численно превосходящим Гранд Флитом Великобритании.

Шеер родился 30 сентября 1863 года в Обернкирхене, близ Шаумбурга. На флоте он состоял с 1879 года, в 1909-1911 годах был начальником штаба Флота открытого моря, в 1911-1913 годах - начальником департамента общих дел, сподвижником А. Тирпица.

В 1913-1914 годах Шеер почти два года командовал 2‑й эскадрой линейных кораблей. С ней он участвовал в выходе Флота открытого моря 15 декабря 1914 года для прикрытия набега Хиппера на Скарборо и Хартпул. 2‑я эскадра выходила из Куксхафена. Однако немцам не удалось разбить вышедшую в море эскадру британских дредноутов типа «Орион», ибо Ингеноль, выполняя осторожные инструкции, преждевременно повернул.

Подробнее...

Максимиллиан фон Шпее

Непродолжительная боевая деятельность вице‑адмирала Шпее продемонстрировала, что хорошо подготовленные моряки способны легко победить равного по силам противника, но даже лучшие экипажи не в состоянии бороться с явно превосходящими по мощи кораблями следующего поколения.

Родился фон Шпее 22 июня 1861 года в Копенгагене. На флот он поступил в 1878 году. С 1912 года моряк командовал эскадрой германских крейсеров в Тихом океане и сделал ее образцовой. После начала Первой мировой войны фон Шпее руководил походом эскадры к берегам Южной Америки.

В 1914 году Восточно‑азиатская эскадра фон Шпее из броненосных крейсеров «Шарнгорст», «Гнейзенау», легких крейсеров «Эмден», «Нюрнберг» и «Лейпциг» и судов снабжения базировалась на Цзяочжоу и была единственным крупным соединением германских сил вне пределов метрополии. Так как поблизости крейсировала большая английская эскадра вице‑адмирала Мартина Джерама, Шпее в ожидании возможной войны с Англией увел корабли к секретной базе на острове Паган Марианского архипелага. Его экипажи были отлично обучены и брали призы по артиллерийской стрельбе, однако крейсера устарели, чтобы сражаться с современными кораблями флотов Великобритании и союзной ей Японии. 13 августа, когда война уже началась, вице‑адмирал собрал совещание германских офицеров, после которого послал «Эмден» на коммуникации союзников в Индийский океан, а с остальными силами направился к побережью Чили. Эскадре предстояло пройти более 18500 километров без стоянок и погрузки угля на суше; для пополнения запасов топлива Шпее вел с собой 8 угольщиков. 12 октября эскадра прибыла к острову Пасхи, где присоединились крейсер «Дрезден» и 3 угольщика. Пополнив запасы, эскадра выступила 18 октября. Немецкие моряки не тронули работавшую на острове Пасхи английскую археологическую экспедицию, которая не знала о начале войны.

Подробнее...

Фридрих фон Ингеноль

Адмирал Ингеноль командовал германским Флотом открытого моря в начале Первой мировой войны. Все его попытки активных действий сдерживали правительство и кайзер.

Ингеноль родился 30 июня 1857 года в Нейвиде. Начал службу на флоте он в 1874 году, с 1909 года командовал эскадрой крейсеров, а с 1913‑го, произведенный в адмиралы - Флотом открытого моря.

В предвоенные годы Генеральный морской штаб (Генмор) Германии готовил план войны втайне даже от статс‑секретаря по морским делам Тирпица. Операционный план предписывал флоту в Северном море вести против Англии лишь малую войну, пока не будет достигнуто ослабление противника, позволяющее перейти к решительным действиям. Впрочем, в благоприятных условиях командующий Флота открытого моря мог нанести удар, не дожидаясь такого положения. Однако не следовало ожидать, что англичане прибегнут к ближней блокаде; следовательно, невелики были и шансы ослабить противника у своих берегов. Тем не менее начальник Генмора фон Поль считал, что английский флот перейдет в наступление и сражение может произойти у Гельголанда. Он рассчитывал, что к осени обстановка сложится для германского флота более благоприятно. С таким планом Флот открытого моря вступал в войну. Более того, политическое руководство, желая продемонстрировать миролюбие Германии, перед войной распределило линейный флот между Балтийским и Северным морями, и когда потребовалось его собрать, при проходе еще не готовым Кильским каналом часть кораблей получила повреждения, которые проявились в ходе боевых действий.

Подробнее...

Еще статьи...