Статистика сайта

Поиск

Авиакатастрофы

Шаттл "Колумбия"

В 2003-м году в небе над США произошла одна из крупнейших катастроф в истории космоса: шаттл «Колумбия» с семью астронавтами на борту взорвался при заходе на посадку.

В свой последний полет «Колумбия» отправилась с космодрома на мысе Канаверал (Флорида) 16 января 2003 года в 10.39 по времени восточного побережья США.

Старт 16 января не обошелся без происшествий. При взлете «Колумбии» оторвавшийся кусок теплоизоляционного покрытия внешнего топливного бака ударил по плиткам термозащитного слоя левого крыла «челнока». Это было замечено в центре управления полетом. Специалисты НАСА внимательно изучили последствия этого удара, но не обнаружили никаких серьезных повреждений.

На борту «Колумбии» находились семь астронавтов — столько же, сколько на шаттле «Челленджер», который погиб 28 января 1986 года.

Командир корабля — полковник ВВС Рик Хазбэнд, 45 лет, из города Амарильо, штат Техас. Был летчиком испытателем перед зачислением в отряд астронавтов в 1994 году. Это его четвертый полет на шаттле.

Пилот корабля — капитан I ранга ВМС США Уильям Маккул, 41 год, из города Лаббок, штат Техас. Астронавтом стал в 1996 году. Это был его первый полет в космос. Отец троих детей.

Специалист по операциям с полезной нагрузкой — Майкл Андерсон, 43 года, из города Спокан, штат Вашингтон. Отвечал за научные эксперименты. Зачислен в отряд астронавтов в 1994 году. Стал одним из немногих чернокожих в составе отряда. В 1998 году совершил полет на орбитальную космическую станцию «Мир».

Подробнее...

Катастрофа вертолета Ми-26

19 августа 2002 года в Ханкале (Россия) потерпел катастрофу самый большой вертолет в мире Ми‑26. Погибли 117 человек.

За сутки перед катастрофой в Моздоке (Северная Осетия) была плохая погода — шел дождь и стоял туман. «Борта» на Ханкалу, которые после завершения активных боевых действий и так летали нерегулярно, простаивали на поле. Пассажиры, занявшие едва ли не всю площадку ожидания, по этому поводу не очень переживали — в основном это были офицеры и солдаты, возвращавшиеся в Чечню к месту несения службы из отпусков.

Наконец объявили посадку. Те, кто был внесен в полетные листы, тут же бросились к самому большому в мире транспортному вертолету Ми‑26. Командир экипажа Олег Батанов вскоре прекратил посадку — салон «коровы» (так окрестили этот вертолет острословы), вмещающий не более 85 пассажиров, был переполнен. Однако, как рассказывали военнослужащие моздокского аэродрома, места нашлись и для «левых» пассажиров, и для их груза. Для вертолетов, обслуживающих объединенную группировку войск (ОГВ), это обычное дело: «двадцать шестые» зачастую берут в Ханкалу по 100‑110 человек и вдобавок огромное количество груза.

В самый последний момент в вертолет пытались прорваться четверо бойцов СОБРа из Томска. Однако их не взяли. Ребята, расстроенные, вернулись в оперативный штаб и там узнали, что вертолет не долетел до Ханкалы.

Подробнее...

Катастрофа самолета Су-27 на авиашоу

27 июля 2002 года на авиашоу под Львовом боевой истребитель Су‑27УБ врезался в зрителей. Погибли 83 человека (из них 19 детей), 116 человек ранены. Пилоты успели катапультироваться.

Субботнее утро 27 июля 2002 года: на армейском аэродроме Скнилов, под Львовом, многолюдно. Все с нетерпением ожидают начала праздника, посвященного 60‑летию 14‑го воздушного корпуса, дислоцированного в западных областях Украины. Особенно радуются дети: родители им обещали, что они смогут посидеть в настоящих самолетах.

Первым в небе появился Ан‑2. Кружа над взлетно‑посадочной полосой аэропорта, он сбрасывал парашютистов.

Затем перед трибуной показали фигуры высшего пилотажа два спортивных Як‑52. Но все ожидали появления настоящих боевых машин — полеты заявлены в программе.

И вот диктор сообщает, что истребитель‑бомбардировщик Су‑27, вылетевший с места дислокации в поселке Озерном Житомирской области, уже на подходе к аэродрому.

Подробнее...

Столкновение Ту-154М и "Боинга-757" над Германией

2 июля 2002 года в небе над Германией столкнулись Ту‑154М компании «Башкирские авиалинии» и транспортный самолет «Боинг‑757» американской почтовой авиакомпании DHL. Погиб 71 человек, в том числе 52 ребенка.

Эта авиакатастрофа потрясла Европу. В ночь с понедельника на вторник 2 июля 2002 года в небе над Южной Германией на высоте 12000 м столкнулись Ту‑154 компании «Башкирские авиалинии», летевший из Москвы в Барселону, и грузовой «Боинг‑757» американской почтовой компании DHL, следовавший из Бахрейна в Брюссель. На борту российского лайнера находились 69 человек, включая 12 членов экипажа и 57 пассажиров, большинство их — дети, летевшие в Испанию на отдых. Катастрофа, произошла ровно через год после гибели Ту‑154 под Иркутском.

Горящие обломки самолетов разлетелись в радиусе 30 км. Местные жители с ужасом рассматривали разбросанные в округе искалеченные, обезображенные тела.

«Услышав грохот, я сначала подумал, что это гроза, — рассказывал корреспондент телеканала ARD немецкому журналу „Шпигель“. — Вышел на балкон и увидел на небе огромный огненный шар. Когда он рухнул на землю, стало ясно, что произошла какая‑то страшная катастрофа».

Фотограф местной газеты пеленал ребенка, когда в небе вспыхнуло пламя. Он сразу выехал на место происшествия. Вокруг лежали горящие обломки самолета. На одном из балконов стояли два бледных, как мел, человека — они только что чудом избежали смерти: часть самолета упала в саду — в 10 метрах от их дома.

Подробнее...

Самолет A-300-600 упал на пригород Нью-Йорка

12 ноября 2001 года около аэропорта имени Джона Кеннеди в Нью‑Йорке разбился аэробус A‑300‑600 авиакомпании «Америкэн эйрлайнз». Погибли 265 человек.

В понедельник 12 ноября 2001 года из нью‑йоркского аэропорта имени Джона Кеннеди поднялся в небо огромный аэробус A.300B4‑605R авиакомпании «Америкэн эйрлайнз», выполнявший рейс № 587 в Санто‑Доминго (Доминиканская Республика).

Через три минуты после взлета A‑300 загорелся в воздухе. Объятый пламенем левый двигатель оторвался от левого крыла. Лишившийся мощной турбины лайнер резко развернулся, его крыло переломилось, и аэробус рухнул на квартал Рокауэйз нью‑йоркского района Куинз. Здесь проживали в основном семьи служащих и пожарных; многие из них отличились 11 сентября, спасая людей во Всемирном торговом центре. Тогда погибли 97 жителей этого района.

Двигатель A‑300 упал в нескольких метрах от бензозаправочной станции; основная часть фюзеляжа накрыла район, застроенный двухэтажными коттеджами, а хвостовая часть рухнула в воды залива. В результате взорвалась бензоколонка, а четыре здания были до основания разрушены. Вместе с горящим бензином по улицам Нью‑Йорка растеклись 56 т авиационного керосина. Двенадцать домов охватил огонь.

Несколько десятков полицейских и пожарных автомобилей помчались к месту катастрофы. Спасательные работы затруднял сильный ветер, раздувавший пламя. Предполагалось, что под обломками упавшего авиалайнера и развалившимися домами погибли больше сотни горожан. Но благодаря самоотверженной работе пожарных больших неприятностей удалось избежать. Только шестеро жителей (по предварительным данным) объявлены пропавшими без вести; еще 16 человек, находившихся в эпицентре в момент катастрофы, оказались в больнице.

Подробнее...

Столкновение MD-87 и "Сессна" под Миланом

8 октября 2001 года в миланском аэропорту Линате столкнулись лайнер MD‑87 авиакомпании SAS и легкомоторный самолет «Сессна». Погибли 118 человек, в том числе четверо на земле.

После терактов 11 сентября 2001 года, когда погибли четыре самолета, в аэропортах мира и штаб‑квартирах авиакомпаний воцарилась обстановка, близкая к панике: массовый отказ от билетов; число пассажиров, опасающихся вверять жизни авиаперевозчикам в Европе и Америке, многократно возросло. На грани полного банкротства оказались швейцарская «Суисс эйр» и бельгийская «Сабена». Вводились драконовские меры безопасности; запрещалось проносить в самолеты даже перочинные ножи и булавки…

Тем драматичнее стала катастрофа, происшедшая в Милане.

В понедельник утром 8 октября 2001 года аэропорт Линате был окутан густым туманом. По этой причине лайнер «Макдоннел‑Дуглас MD‑87» скандинавской авиакомпании SAS, совершавший рейс SK686 в Копенгаген, отправился на исполнительный старт с получасовым опозданием. На его борту находились 110 человек, в том числе 6 членов экипажа. Среди пассажиров — 48 итальянцев и 56 иностранных подданных, в основном жителей Скандинавии.

В воздушном флоте SAS насчитывалось 18 самолетов MD‑87. Максимальный вес при взлете 61, 2 т. Максимальная грузоподъемность 14, 8 т. Длина 39, 8 м. Размах крыльев 32, 9 м. Крейсерская скорость 815 км/ч (505 миль в час). Максимальная дальность полета 3500 км. Самолет отличается надежностью.

Восьмиместная легкомоторная «Сессна», которой управлял немецкий пилот‑профессионал, направлялась в Париж. В ней находилось всего четыре человека, в том числе президент крупной продовольственной фирмы «Стар» Лука Фоссати.

Подробнее...

Самолет Ту-154 сбит над Черным морем

4 октября 2001 года взорвался на высоте 11000 м и рухнул в Черное море самолет Ту‑154 российской авиакомпании «Сибирь». На борту машины, совершавшей рейс по маршруту Тель‑Авив — Новосибирск, находились 66 пассажиров и 11 членов экипажа.

Самолет Ту‑154 авиакомпании «Сибирь» (бортовой номер 85639) совершал регулярный рейс № 1812 по маршруту Тель‑Авив — Новосибирск. Последний раз лайнер вышел на связь в 13.44, после чего пропал с экранов радаров. Примерно через три минуты Гарик Оганесян, командир самолета Ан‑24, летевшего с Ту‑154 параллельным курсом, передал диспетчерам, что слева от него «произошел мощный взрыв, после чего неизвестный самолет потерял управление и упал в море». Правда, в его показаниях много странного. «Антонов» летел ниже «Туполева» минимум на 5—6 км. Следовательно, Оганесян не мог наблюдать поведение соседа сверху и тем более взрыв на его борту. Скорее всего, армянский пилот боковым зрением заметил уже падающие фрагменты Ту‑154 и взрыв при ударе о воду.

После этого на пульт диспетчера поступило сообщение от пилота другого Ту‑154 (тоже летел из Тель‑Авива). По словам командира экипажа, в 180 км юго‑западнее Сочи он видел плавающие в море обломки самолета. Точные координаты места падения лайнера — 42 градуса 11 минут северной широты и 37 градусов 37 минут восточной долготы.

После недолгих сборов туда отправились несколько вертолетов и четыре спасательных судна. Когда они прибыли на место трагедии, на поверхности моря плавали обломки самолета, личные вещи пассажиров и тела погибших. В этой катастрофе не выжил никто.

Подробнее...

Катастрофы двух "Боингов-767" и двух "Боингов-757" в США

11 сентября 2001 года террористы‑смертники захватили четыре пассажирских самолета, выполнявших внутренние рейсы в США. «Боинг‑767‑223ER» авиакомпании «Америкэн эйрлайнз» врезался в Северную башню Всемирного торгового центра в Нью‑Йорке. «Боинг‑767‑222» авиакомпании «Юнайтед эйрлайнз» врезался в Южную башню ВТЦ. «Боинг‑757‑223» авиакомпании «Америкэн эйрлайнз» рухнул на здание Пентагона в Вашингтоне. Наконец, «Боинг‑757‑222» авиакомпании «Юнайтед эйрлайнз» упал в штате Пенсильвания. Всего на этих четырех лайнерах летели 266 человек. В результате терактов погибли более 3100 человек.

Во вторник 11 сентября 2001 года в Нью‑Йорке проходили выборы в городской муниципалитет. Среди важных международных событий — открытие очередной сессии Генеральной Ассамблеи ООН. А для 50 тысяч ньюйоркцев, работавших в семи зданиях Всемирного торгового центра (ВТЦ), где разместилось более тысячи коммерческих учреждений, это был обычный трудовой день. В этом самом большом офисном комплексе в мире выделялись две 110‑этажные башни‑близнецы. На крышу этих небоскребов поднимались туристы, чтобы полюбоваться панорамой Нью‑Йорка. С утра и до вечера в здания направлялся поток посетителей. В холлах, скоростных лифтах, коридорах сновали тысячи сотрудников адвокатских, страховых и прочих фирм — и столько же, наверное, посетителей.

Подробнее...

Самолет Ту-154 упал под Иркутском

3 июля 2001 года самолет Ту‑154 компании «ВладивостокАвиа» потерпел катастрофу под Иркутском. Погибли 145 человек, в том числе 9 членов экипажа.

3 июля 2001 года, в 19.40 по московскому времени, самолет Ту‑154 авиакомпании «ВладивостокАвиа» (бортовой номер 85845), выполнявший рейс ДД‑352 Екатеринбург — Владивосток, вылетел из аэропорта Кольцово. В 21.20 лайнер должен был совершить промежуточную посадку в Иркутске.

21.07. Состоялся плановый сеанс связи, и на высоте около 900 м самолет начал выполнять маневр захода на посадку.

21.10 (2.10 ночи по местному времени). Ту‑154 внезапно пропал с радаров авиадиспетчеров. Сначала никто не понял, что случилось. Решили, что самолет снизился, и локаторы просто не могут его поймать. По рации несколько раз пытались вызвать экипаж — в ответ тишина.

Позже выяснилось, что на высоте 850 м машину резко развернуло на 180 градусов, в противоположную сторону от направления взлетно‑посадочной полосы. Экипажу удалось направить самолет так, чтобы не пострадала деревня Бурдаковка, что в 34 км от Иркутска; он рухнул на поле опытно‑производственного хозяйства «Иркутское» — хвостовой частью по направлению к аэропорту. Тут же вспыхнул пожар.

2.17 по местному времени. О бедствии сообщила жительница деревни Бурдаковка. В ту ночь ей не спалось, вышла во двор; увидела в темном небе мигающие огоньки. Потом раздался взрыв, вверх взметнулся столб пламени.

3.30. На место катастрофы прибыли пожарные, спасатели, врачи, представители «силовых» ведомств. Пожар удалось потушить очень быстро — баки с горючим были неполными: в Иркутске предстояла дозаправка.

Подробнее...

Катастрофа "Конкорда" под Парижем

25 июля 2000 года сверхзвуковой лайнер «Конкорд» компании «Эр Франс» через 3 минуты после взлета из парижского аэропорта Шарль‑де‑Голль рухнул на землю. Погибли 113 человек.

Начатые в 1955 году в Великобритании и в 1956 году во Франции исследовательские работы по созданию сверхзвукового пассажирского самолета завершились в 1959—1961 годах разработкой проектов BAC‑223 (фирма «Бристоль» в 1960 году вошла в состав корпорации BAC) и «Супер‑Каравелла» (фирма «Сюд авиасьон» в 1970 году вошла в состав государственного объединения «Аэроспасьяль»). Исходя из финансово‑экономических соображений, 26 октября 1962 года было подписано соглашение между правительствами Франции и Великобритании о совместном строительстве самолета «Конкорд» (по французскому проекту, с использованием английских двигателей). На день ранее подписанное соглашение между BAC и «Сюд авиасьон» предусматривало, что обе фирмы будут координировать проектные, исследовательские и конструкторские работы нескольких десятков фирм обеих стран.

Согласованный график работ предусматривал выпуск первых самолетов на линию в 1970 году. Однако со временем стали возникать технические проблемы, которые затягивали время реализации отдельных этапов программы. Строительство двух опытных образцов (001 строился во Франции, а 002 — в Великобритании) началось лишь в феврале 1965 года, а облет первого состоялся 2 марта 1969 года. Самолет был оборудован четырьмя двигателями «Олимпус‑593» и развивал скорость 1300 км/час; количество пассажирских мест — от 100 до 144 (первый класс).

Подробнее...

Еще статьи...