Статистика сайта

Поиск

Ученые

Абрахам Маслоу

Абрахам Маслоу

Абрахам Маслоу родился 1 апреля 1908 г. в Нью-Йорке в семье еврейских иммигрантов. Он вырос в Нью-Йорке, учился в Вис-консинском университете. Степень бакалавра получил в 1930 г., степень магистра гуманитарных наук — в 1931-м, доктора — в 1934-м. Обучаясь в Висконсине, Маслоу серьезно интересовался работой социальных антропологов, таких как Малиновский, Мид, Бенедикт и Линтон. Бихевиоризм Маслоу изучал под руководством известного экспериментатора Кларка Халла. Маслоу занимался изучением поведения приматов под руководством Харии Харлоу. Его диссертация касается отношения между доминированием и сексуальным поведением у приматов.

После Висконсина Маслоу начал исследовать человеческое сексуальное поведение в широком масштабе. Психоаналитические представления о важности секса для человеческого поведения всячески поддерживали его исследования. Маслоу полагал, что лучшее понимание сексуального функционирования в значительной степени усовершенствует приспособленность человека.

Психоаналитическая теория значительно повлияла на жизнь и на мышление самого Маслоу. Психоанализ собственного «эго» показал огромное различие между интеллектуальным знанием и актуальным опытом. «Немного переупрощая, можно сказать, что Фрейд представляет нам больную часть психологии, и мы должны теперь дополнить ее здоровой частью», — отмечал Маслоу.

После получения докторской степени Маслоу вернулся в Нью-Йорк, продолжал заниматься исследованиями в Колумбии, затем преподавал психологию в Бруклинском колледже.

Нью-Йорк в это время был весьма значительным культурным центром, принявшим многих немецких ученых, бежавших от нацистских преследований. Маслоу проводил совместные исследования с различными психотерапевтами, включая Альфреда Адлера, Эриха Фромма и Карен Хорни, занимавшихся применением психоаналитических теорий к анализу поведения в других культурах.

Подробнее...

Уильям Мак-Дугалл

Уильям Мак-Дугалл

Уильям Мак-Дугалл родился 22 июня 1871 г. в Ланкашире, в Англии. Он окончил среднюю школу в Англии, а затем учился в Германии. Поступив в Университет королевы Виктории, Мак-Дугалл окончил его в 1890 г., получив степень бакалавра. После этого он также изучал гуманитарные науки в Колледже Св Иоанна в Кембридже, окончил его в 1894 г. и отправился изучать медицину в госпитале Св. Фомы в Лондоне. За время учебы он получил несколько ученых степеней, что свидетельствовало о многочисленных научных интересах.

В 1899—1900 г. Мак-Дугалл принимал участие в Кембриджской антропологической экспедиции в Австралию и на острова Торресо-ва пролива. В составе экспедиции он выполнял роль врача, а на островах проводил психологическую диагностику местных жителей. Вернувшись в Европу, он отправился в Геттингенский университет, где проходил стажировку у Г. Мюллера по проблеме цветового зрения. С 1901 г. он начал работать в физиологической лаборатории Университетского колледжа в Лондоне, в это же время выходят его первые работы, посвященные физиологии мозга. В этих ранних работах по психофизике и физиологии Мак-Дугалл возродил юн-говскую теорию зрительного восприятия и предложил решение проблемы психофизического дуализма в терминах теории поля, клеточных ансамблей и кибернетических понятий.

В 1904 г. У. Мак-Дугалл стал преподавателем в Оксфордском университете, где читал курс ментальной философии. В 1908 г. ученый издал книгу «Введение в социальную психологию», в которой сформулировал основные принципы социального поведения человека. В этой книге он предпринял попытку связать различные методы психологии с психологией индивидуальности. Чтобы объяснить причины поведения человека, он применил понятие об инстинкте. При этом свою инстинктивную психологию он противопоставил теориям научения, и в частности представлениям Дж. Уотсона об инстинктах: навык, по мнению Мак-Дугалла, сам по себе не является движущей силой поведения и не ориентирует его.

Подробнее...

Конрад Захария Лоренц

Конрад Захария Лоренц

Конрад Захария Лоренц родился 7 ноября 1903 г. в Вене в семье преуспевающего хирурга-ортопеда. Начальное образование он получил в частной школе. Для продолжения образования Лоренц поступил в «Шоттенгимназиум» — престижное учебное заведение, где он смог подкрепить свой интерес к зоологии, обучаясь принципам эволюции.

В 1922 г. Лоренц, решив заняться медициной, поступил в Колумбийский университет в Нью-Йорке, однако спустя полгода продолжил учебу уже на медицинском факультете Венского университета. Получив в 1928 г. медицинскую степень, Лоренц начал работать над диссертацией по зоологии. В то же время он служил в должности ассистента на кафедре анатомии и успевал читать лекционный курс по сравнительному поведению животных.

Лоренц на протяжении всей своей жизни испытывал, по собственному признанию, «страстную любовь к животным», следствием чего стало одно из первых открытий Лоренца — феномен импринтинга (запечатления), представляющий собой особую форму научения, которая наблюдается на ранних этапах жизни животных. Для новорожденных утят, например, первый попавшийся в их поле зрения объект выступает как определенный притягательный символ, за которым они готовы следовать, не осознавая роль и предназначение этого объекта.

До начала 30-х гг. XX в. во взглядах на природу инстинктов преобладали две основные парадигмы — витализм и бихевиоризм. Для виталистов поведение животных в естественной природной среде обусловливалось достаточно абстрактным понятием «мудрость природы» или теми же факторами, что и поведение человека. По мнению бихевиористов, как правило, занимавшихся изучением поведения животных при экспериментах в лабораторных условиях, поведение животных целиком и полностью зависит от рефлексов, а не от инстинктов.

Подробнее...

Чезаре Ломброзо

Чезаре Ломброзо

Чезаре Ломброзо родился в Италии, в городе Верона 6 ноября 1835 г. В молодости Чезаре участвовал в движении за объединение страны, за что подвергся преследованиям и был заключен в крепость.

Он учился в Турине, Вене и Париже, а также окончил университет города Павии. Во время учебы он заинтересовался психиатрией и с 1855 г. стал публиковать статьи по этой тематике, и в частности по кретинизму. В 1862 г. Ломброзо был назначен профессором психиатрии в Павийском университете, а затем — директором Клиники душевных заболеваний в Пезаро. К этому времени он стал уже пользоваться достаточной известностью в научно-медицинских кругах.

В 1863 г вышла книга Ч. Ломброзо «Гениальность и помешательство». Основой для этой книги стали наблюдения ученого, проведенные в психиатрической клинике в Пезаро. Он изучал художественные произведения, создаваемые пациентами, выяснял основные темы, выбираемые ими для сюжетов своих произведений. Кроме того, он пытался выделить закономерности, по которым можно было бы определить, насколько душевно здоров человек, создавший то или иное произведение. В результате он пришел к выводу, что артистические наклонности достаточно часто проявляются при некоторых формах умопомешательства. Для того чтобы найти подтверждение своей теории, Ломброзо изучал биографии большого числа известных творческих людей. Так, например, он причислял к гениальным безумцам многих известнейших композиторов: Моцарта, Шумана, Бетховена, Генделя, Глюка.

Таким образом, в своей книге Ломброзо выводит невропатическую теорию творчества. Основной мыслью этой теории является противопоставление творчества и нормальности. Гений обладает повышенной чувствительностью, он воспринимает многое из того, что незаметно обычным людям. Но, говорил Ч. Ломброзо, такой же впечатлительностью обладают и люди, страдающие психическими расстройствами. Незначительные события вызывают в одних великие открытия, а в других — неестественные реакции, поступки. Таким образом, невротизм и гениальность идут рука об руку.

Подробнее...

Тимоти Фрэнсис Лири

Тимоти Фрэнсис Лири

Тимоти Лири родился 22 октября 1920 г. в Спрингфилде, в США. Повинуясь желанию матери, он поступил в Иезуитский колледж, готовясь стать священником. Однако учеба в колледже не принесла Т. Лири ничего, кроме нелюбви к религии, и в 1939 г. он покинул колледж. По настоянию отца свое образование он продолжил в Вест-Пойнтской военной академии. Надо сказать, что военная служба привлекала его не больше, чем церковная. Но именно в академии он познакомился с восточной философией, книги по этой теме он читал на гауптвахте. Через полтора года Т. Лири покинул и это учебное заведение.

В 1940 г. Т. Лири поступил в университет Алабамы, где изучал психологию Окончив университет, он получил степень бакалавра и активно занялся научной деятельностью. В 1950 г Лири защитил докторскую диссертацию.

В 1956 г. вышла его работа «Уровни измерения межличностного поведения». В этой книге он заложил основы своей теории, на которой базировался созданный им знаменитый опросник. Т. Лири работал сотрудником, а затем и руководителем лаборатории психологических исследований в Окленде. Он был не только исследователем, но и практиком- в книге «Прогноз межличностного поведения в психотерапевтических группах» он предложил новые методы групповой терапии, в том числе разработал теорию коммуникативных игр Немаловажной причиной успешного взаимодействия личности с окружающими Т. Лири считал самоактуализацию и личностный рост Эти идеи перекликались с теориями Маслоу и Роджерса, опубликованными в то же время, однако были незаслуженно проигнорированы.

В 1957 г. Т. Лири создал новую психодиагностическую методику. Он в то время работал в Гарварде, где и опубликовал статью, в которой привел опросник с интерпретацией, впоследствии названный «Инперсональный диагноз Лири». С помощью этого опросника можно выявить те качества личности, которые влияют на его взаимодействие с окружающими людьми. Автор предложил 128 тезисов, характеризующих человека с различных сторон. Испытуемый должен оценить, соответствуют ли ему данные высказывания.

Подробнее...

Эрих Линдеманн

Эрих Линдеманн

Эрих Линдеманн — немецко-американский психолог, родился 2 мая 1900 г. в Германии, там же получил образование. В 1927 г. переехал в США, где продолжил работу. С 1954 г. — профессор психиатрии Гарвардской медицинской школы, с 1965 г. — Стэнфорд-ского медицинского центра. Э. Линдеманн — специалист по проблемам социальной психиатрии. Основные его исследования касаются проблем психологии и психопатологии восприятия, психофармакологии, межличностной коммуникации (психологии общения), а также практики и теории психотерапии и психоанализа.

В 1940-е гг. Линдеманн серьезно занялся изучением психологии эмоций, его прежде всего интересовала связь, возникающая между ситуацией-раздражителем и характером ответной эмоциональной реакции на нее со стороны нервной системы человека. Из всего многообразия эмоций, на которые способен любой психически здоровый человек, в качестве объекта для своего наблюдения Линдеманн выбрал эмоциональное состояние горя.

Уже в 1944 г. он публикует одну из своих наиболее известных работ в этой области, которая называется «Симптомология острого горя и управление этим состоянием».

В данной работе Эрих Линдеманн утверждает, что состояние острого горя представляет собой синдром с определенной психологической и соматической симптоматикой (т.е. набором характерных признаков), возникающий сразу же после какого-либо кризиса,

чрезвычайной ситуации. Это состояние Линдеманн назвал синдромом горя. Наступление данного состояния может быть отсроченным, т.е. не проявляться сразу или, наоборот, проявляться в чрезмерно подчеркнутом виде.

Он указывает на некоторые особенности протекания данного состояния, когда вместо типичного синдрома могут наблюдаться искаженные картины, каждая из которых представляет какой-нибудь особый аспект синдрома горя. Эти искаженные картины могут быть трансформированы в нормальную реакцию горя, сопровождающуюся разрешением при помощи специальных методов коррекционного воздействия.

Подробнее...

Курт Левин

Курт Левин

Известный психолог и социолог Курт Левин родился в Германии 9 сентября 1890 г Его семья принадлежала к еврейской диаспоре, родители Курта исповедовали иудаизм С 1926 г и до прихода к власти нацистов он занимал должность профессора в Берлинском университете, в котором прежде проходил обучение и защитил докторскую диссертацию по психологии (1914) В 1933 г , когда партия Гитлера оказалась у власти и начались массовые репрессии евреев, Левин был вынужден покинуть родину и эмигрировать в Соединенные Штаты Америки, где он проработал два года в университете Стэнфорда В последующие девять лет Левин преподает в университете Иова С 1944 г и до своей смерти 12 февраля 1947 г ученый руководит центром по изучению групповой динамики при Массачусетском технологическом институте.

Уже со времен своей университетской юности Левин испытывал серьезный интерес к одному из новых и прогрессивных на тот период времени направлений в психологии, а именно к геш-тальтпсихологии После того как ученый отслужил в армии и вернулся в тогда еще родной Берлинский университет, он сблизился с кружком гештальтистов, пытавшихся внести новую струю в классическую психологию Молодые рыцари науки собирались обогатить психологию самыми современными достижениями прочих наук и ассимилировать их таким образом, чтобы получить как можно больший эффект В частности, большое внимание они уделяли современным достижениям естественных наук, а именно неклассической физики В то время достижения этой науки расширили горизонты всех людей, привыкших мыслить категориями средневековой метафизики, зашоренной однозначностью и догматичностью.

Основным источником вдохновения для гештальтистов были идеи физика Бриджмена (в частности большой интерес вызывала идея о промежуточных переменных) К этим идеям добавились в 1920-е гг выводы философской школы неопозитивизма (так называемый логический позитивизм), в основе которых лежало признание языка физики единственно научным и стремление свести к нему все прочие языки гуманитарных, естественных и точных наук Исходя из подобных предпосылок, психология могла рассматриваться гешталь-тистами исключительно как учение о психологических фактах (подобных фактам природным).

Подробнее...

Люсьен Леви-Брюль

Люсьен Леви-Брюль

Люсьен Леви-Брюль родился 10 апреля 1857 г в Париже После окончания гимназии он поступил в Сорбонну, где получил философское образование, после чего работал учителем в средних школах городов Потье, Амьена и Парижа После получения в 1884 г докторской степени он продолжил преподавательскую деятельность в Независимой школе политических наук, а также в Высшей нормальной школе и в Сорбонне.

Сначала Леви-Брюля интересовали философские проблемы, в том числе проблема морали В 1899 г у него вышла книга «История современной философии во Франции», в 1903 г — «Философия Огюста Конта», а в 1905 г — «Этика и наука о нравах» Ознакомившись с позитивистскими идеями Конта, Леви-Брюль начал интересоваться проблемами социологии, стал изучать социальные процессы, занимался проблемами методологии интерпретации социальных фактов Он принял идею изначального существования коллектива и коллективных представлений как определяющей черты мышления на начальных стадиях, а позже развил эту идею в целую теорию коллективных представлений .

Со временем Л Леви-Брюль заинтересовался этнографией и обратился к изучению своеобразия сознания народов Африки, Австралии, Океании, находившихся на низкой ступени общественно-исторического развития   Он изучал мифы и легенды этих народов, их верования и обычаи.

В одной из первых своих работ Леви-Брюль высказал мысль о том, что анимистические компоненты сознания человека, находящегося на низкой ступени развития, аналогичны мыслительным процессам ребенка Кроме этого, он называл и еще одно сходство дикарь и ребенок, по его мнению, склонны одинаково одухотворять явления природы, наделяя их человеческими свойствами.

Подробнее...

Жак-Мари-Эмиль Лакан

Жак-Мари-Эмиль Лакан

Жак Лакан родился в 1901 г. Он получил философское образование в Париже, где в то время были очень популярны теории Зигмунда Фрейда. Именно такое образование позволило Лакану взглянуть позже на творчество Фрейда по-новому, опираясь на философию, психиатрию, а также сюрреализм в искусстве.

Находясь под влиянием взглядов основателя психоанализа, Лакан защитил в 1932 г. докторскую диссертацию, посвященную проблемам паранойи. При написании этой работы он использовал технику психоанализа собственной личности и особо концентрировался на возникающем при этом механизме сопротивления. Между тем Зигмунд Фрейд не проявил к его диссертации никакого интереса и мягко дал понять, что его труды не представляют никакого теоретического интереса.

В это время Жак Лакан посещал семинары Кожева, где у него возникла идея о постановке проблемы генезиса «Я» путем философских размышлений. Он начал разрабатывать свою первую теорию воображения и осознания, которая сопоставляла доктрины Гегеля и Фрейда.

Очень большое значение для дальнейшего развития взглядов Лакана имело его знакомство с трудами Анри Валлона. Валлон придерживался идеи Дарвина, согласно которой превращение индивида в субъект происходит по законам природной диалектики. В плане этой трансформации, в том случае, когда перед ребенком встает проблема решения собственных конфликтов, опыт зеркала предстает как один из обрядов пути, который протекает примерно между шестым и восьмым месяцами жизни. Он позволяет ребенку осознать себя самого и научиться идентифицировать себя в пространстве. Этот опыт состоит в первую очередь в освоении и осмыслении перехода от зрительного восприятия к воображаемому, а затем — от воображаемого к символическому.

Заимствование идеи «стадии зеркала» из работ Анри Валлона оказалось для Лакана решающим. Он очень подробно рассмотрел эту теорию, так что имя Анри Валлона оказалось практически вычеркнутым из истории науки, а создателем теории «стадии зеркала» и открывателем самого термина считается именно Лакан.

Подробнее...

Эрнст Кречмер

Эрнст Кречмер

Эрнст Кречмер родился 8 октября 1888 г. в Вюстенроте близ Хайльбронна (Германия). В 1906 г. он начал изучать философию, всемирную историю и историю искусств в университете города Тюбинген, но вскоре меняет специализацию и учится медицине в Мюнхене, посещая в том числе занятия по психиатрии, которые вел Э. Крепелин. Кречмер также стажируется в госпитале «Eppendorf» в Гамбурге и в Тюбингене у Р. Гауппа, под патронажем последнего он защищает в 1914 г. докторскую диссертацию на тему «Развитие бреда и маниакально-депрессивный симптомокомплекс».

С началом Первой мировой войны Кречмер — на военной службе при неврологическом отделении военного госпиталя. В 1918 г. он становится приват-доцентом в университете Тюбингена; публикует работу «Сенсетивный бред отношения», которую высоко оценил Карл Ясперс. В 1926 г. его приглашают профессором психиатрии и неврологии в Марбургском университете. В 1946—1959 гг. он занимает должность директора Неврологической клиники в университете Тюбингена.

Умер Эрнст Кречмер 9 февраля 1964 г. в Тюбингене, до послед-них дней жизни руководя созданной им лабораторией конституциональной и трудовой психологии.

Основная направленность работ Кречмера может быть определена, как всестороннее изучение физической морфологии, т.е. особенностей строения тела человека. Предшественниками данного автора, начавшими изучение физической морфологии с рассмотрения отдельных участков человеческого тела в их связи с особенностями психики, были Траваглино, Фершуер, Фридеман, Керпер, Ледерер и др.

В частности, сам Кречмер упоминает в своей главной работе «Строение тела и характер» о том, что по отдельности была рассмотрена связь психический явлений и состояний с расовыми особенностями людей, со строением рук, а также с возрастными отличиями.

Подробнее...

Еще статьи...